ПРАВОСЛАВНАЯ ЖЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ –НИКОЛЬСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ ГОРОДА ПРИВОЛЖСКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Образование

Срок действия государственной аккредитацииобразовательной программы: Свидетельство об аккредитации выдано 15 мая 2013 года, Департаментом Ивановской области серия 37А01 №0000137, срок действия свидетельства с 15 мая 2013 года до 21 мая 2024 года

ЧОУ «Православная женская средняя общеобразовательная школа»

на 2013-2014 учебный год

Учебный план составлен для 1 класса с 4-летним нормативным сроком освоения государственных образовательных программ начального общего образования. Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Учебный план обеспечивается Примерными образовательными программами начального общего образования, 1 класс занимается по УМК «Начальная школа XXIвека»

 Учебный план сохраняет максимально допустимую нагрузку при 5-дневной учебной неделе в 1 классе – 21час.

В разделе «Учебная деятельность» учебного плана полностью реализуется Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования, который предусматривает уровень достижения грамотности и создания базы знаний для продолжения обучения в основной школе, выполнение обучающимися требований Федерального образовательного стандарта.

В предметной области «Филология» изучаются учебные предметы в 1 классе: русский язык и литературное чтение. В результате изучения этой предметной области у обучающихся сформируются первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального

самосознания, произойдет развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

В предметной области «Математика и информатика» изучается математика. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.

В предметной области «Обществознание и естествознание» изучается учебный предмет окружающий мир, который формирует уважительное отношение к семье, России, истории и культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Правила дорожного движения и основы безопасности жизнедеятельности изучаются интегрировано в рамках этого учебного предмета.

В области «Искусство» изучаются учебные предметы - музыка и изобразительное искусство. У обучающихся развиваются способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

В области «Технология» изучается учебный предмет – технология, в основе которого лежит формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других предметов.

В области «Физическая культура» изучается предмет физическая культура, целью которого является укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется за рамками учебного плана по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно- оздоровительное. Реализация внеурочной деятельности осуществляется через возможности школы. До 10 часов, отводимых на внеучебную деятельность, используются в формах, отличных от урочной системы обучения

Директор ЧОУ«Православная женская

средняя общеобразовательная школа»

Баршай Т.В.________________________

Частное образовательное учреждение при религиозной организации - Свято-Никольском женском монастыре города Приволжска Русской Православной Церкви общеобразовательная школа «Православная женская гимназия»

«Духовно-нравственное воспитание».

Программа воспитания учащихся.

Срок реализации

программы: 3 года

     

Автор программы:

Долгова Т.А.

заместитель директора

по ВР

 

 

 

Пояснительная записка

«И как хотите, чтобы с вами

поступали люди, так и вы

поступайте  с ними»

Евангелие (Лк. 6,31)

 

     

     Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму,  вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.

   Наблюдая за детьми, можно заметить, что одни из них отличаются высоко- нравственными качествами: почтительны к старшим, честны, послушны и т.д., а другие вырастают с дурными привычками: бывают непослушны, грубы, скоро приучаются к хитрости и обману, а иногда вовсе пускаются «во все тяжкие» и теряют человеческий облик. Сами родители часто жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Что же служит причиной этого? Причин, конечно, может быть много, но главная из них – недостаток, а иногда и полное отсутствие духовно-нравственного воспитания.

   Понятие «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

           Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

   Особенность существующей программы в том, что она поможет вырасти детям не только крепкими и здоровыми, образованными, но и добрыми душой, с развитыми чувствами совести, милосердия, кротости и любви – это те качества, которые необходимы каждому человеку.  Всё это вместе взятое и обуславливает необходимость создания данной программы.

Цели

1.     Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

2.     Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Задачи

1) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-научить различать хорошие и плохие поступки;

-дать  представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома,  на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

-способствовать формированию интереса к истории православия;

-дать знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы;

-приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и на основе изучения текстов Священного Писания, фактов Церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности, грубости. Дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

-воспитать в учащихся чувство благоговения к святыне, почтение и любовь к родителям и другим людям, учить их  бережному отношению к окружающему миру;

-ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством;

- привить уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

3) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

4) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Условия реализации программы

Материально-технические:

- интерактивная доска -3;

- музыкальный центр – 1;

- электронное фортепиано – 1;

- пианино – 2;

- домашний кинотеатр-1;

- мультимедийный проектор-1;

-проектор- 1;

- магнитофон-2;

- компьютеры-7;

- ксерокс-3;

- аудиокассеты, видеокассеты, диски.

Кадровые:

- заместитель директора по воспитательной работе;

- музыкальный руководитель-1;

- учитель музыки-1;

- учитель ИЗО, оформитель-1;

- библиотекарь-1;

- классные руководители-7.

Методические:

- методическая литература;

- сборники сценариев;

- различные пособия;

- журналы  (Классный руководитель, Спутник классного руководителя, Педсовет).

Транспорт:

- газель (9 мест);

- легковые машины – 3  (5 мест).

Формы и методы работы

Формы работы с детьми:

Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр и т.д.).

Детская благотворительность.

Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Творческие вечера.

Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

родительские собрания на духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе;

 занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальные консультации специалистов;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой;

ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей гимназии  (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы, помощь монастырю).

Циклограмма реализации программы

Мероприятия

сроки

1

Изучение Закона Божия и Церковнославянского языка.

В течение года

2

Устный журнал для учащихся «Православие»

1 раза в четверть

3

Кинолекторий для детей и родителей «Преображение».

1 раз в четверть

4

Паломнические поездки и экскурсии по святым местам.

2 раза в год

5

Участие в воскресных и праздничных литургиях.

В течение года

6

Краеведческая деятельность по изучению истории создания храма  Николая Чудотворца

г. Приволжска.

В течение года

7

Проведение праздников, викторин, посвященных православной тематике.

В течение года по плану

9

Выпуск внутригимназической газеты.

1 раз в четверть

10

Акции «Милосердие»

В течение года

11

Проведение тематических классных часов на православную тему

В течение года

12

Трудовая деятельность детей, рукоделие.

В течение года

13

Участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках рисунков, сочинений, различных поделок, художественной  самодеятельности.

В течение года

14

Изучение молитв.

В течение года

15

Кружок «Церковное пение».

В течение года

16

Поздравление детей с Днем Ангела.

В течение года

17

Встречи с духовником гимназии. Духовные беседы.

В течение года

18

Проектная деятельность.

В течение года

Содержание программы по разделам

Изучение Закона Божия и Церковнославянского языка.

- уроки, кружок.

Устный журнал «Православие», где дети более подробно узнают о жизни святых и православных праздников, участвуют в театральных постановках.

- Святые Вера, Надежда, Любовь и София;

- Святая блаженная Ксения Петербургская;

- Святитель Николай Чудотворец;

- Святая покровительница студентов - Татиана;

- Сергий Радонежский;

- Рождество Пресвятой Богородицы;

Кинолекторий для детей и родителей «Преображение»

- «За имя мое»;

- Притчи;

- «Поп»

 (Подбор фильмов идет в течение года)

Паломнические поездки и экскурсии по святым местам

Праздники, викторины

- Православный месяцеслов;

- Во дни Великого Поста;

- Рождество Христово;

- Пасха;

- Православные викторины.

( С детьми отмечают праздники в соответствии с годичным церковным календарным кругом. Учащимся дается понятие о посте.)

Конкурсы, выставки рисунков, сочинений

2010-2011 уч.год

         -  областная православная олимпиада;

- международный конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира»;

- всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный Георгию Победоносцу – великому мученику Христову, небесному покровителю русской военной мощи и строителей русской государственности (рисунки, сочинения);

- внутришкольная выставка детского рисунка «Дивен Бог в святых  Своих», посвященная Георгию Победоносцу;

-конкурс эмблем, разработанных к XI областному фестивалю детского творчества «Рождественский подарок»;

- районный конкурс детского творчества «Рождественский подарок»;

- областной фестиваль «Рождественский подарок» (конкурс сочинений, участие в театрализованном представлении);

-внутришкольная выставка детского рисунка «Светлый праздник Рождества»;

- областной Рождественский фестиваль «Вифлеемская звезда»

г. Кострома;

- районный конкурс детского творчества «Светлый праздник», посвященный празднику Воскресения Христова;

- внутришкольная выставка детского рисунка «Ликуй, земля, Христос  Воскрес!»;

- внутришкольная выставка эскизов эмблем, посвященных тематике областного фестиваля детского творчества «Светлый Праздник»;

- областной фестиваль детского творчества «Светлый Праздник»;

- районный творческий проект «Цветы: красота и вдохновение» (ЦДЮТ);

- выставка на базе ЦДЮТ «Мир бабочек»;

- всероссийская олимпиада по ОПК «Русь Святая, храни веру Православную!»,

- внутришкольная выставка поздравительных газет, посвященных Дню учителя;

- конкурс «Дары осени»;

- конкурс осенних букетов «Щедра осень красками».

           - областной конкурс рисунков и сочинений «Светлые дни Рождества»   

            «Пасхальная радость»;

           - конкурс рисунков «Рождество Пресвятой Богородицы»;

           - конкурс рисунков и сочинений «Наш храм».

Трудовая деятельность

- труд на аптекарском огороде монастыря (прополка, полив);

- сбор лекарственного сырья (пижма, календула и т.д.);

- уборка в храме и на территории монастыря;

- помощь монастырю в заготовке овощей и ягод на зиму (уборка урожая, сушка яблок и ягод).

Молитва – общение с Богом

Дети изучают следующие молитвы:

- Отче Наш;

- Богородице, Дево, радуйся!;

- Символ Веры;

- молитва перед началом и концом учебного дня;

- перед и после вкушения пищи;

- и т.д.

Церковь – дом Божий

Во время посещения храма дети продолжают знакомиться с его устройством, отдельными частями, убранством, присутствуют на церковных службах, принимают участие в Таинствах, знакомятся с правилами поведения в храме.

Дни Ангела детей

   Детям даются понятия об Ангелах-хранителях, данных при крещении. В честь каждого именинника устраиваются праздники, преподносятся подарки, организуется чаепитие.

Прогнозируемые результаты

- усвоение учащимися духовно-нравственных понятий и норм поведения;

- умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими;

-стремление к совершенствованию, здоровому образу жизни;

- формирование личности, не склонной к негативным поступкам, умеющей руководствоваться православными законами.

Мониторинг реализации программы

Предмет изучения

Критерии оценки

Методики

Духовно-нравственные качества

Отношение друг к другу, к взрослым, родителям.

Наблюдение.

Анкетирование учащихся и родителей.

Ответственность за свои поступки.

Методика изучения сплоченности коллектива.

Уровень воспитанности.

Методика определения уровня воспитанности

Анализ процесса и результатов реализации программы.

   Работа по данной программе ведется с сентября 2010 года и уже есть положительные результаты.

   Заметны изменения в поведении учащихся. Девочки стали более коммуникабельными, тактичными, добрыми, отзывчивыми, готовыми придти на помощь, заботятся о младших. Улучшился в школе духовный климат.  Школа стала для детей вторым домом и они в ней чувствуют себя родными, т.е. им в ней комфортно.

   Очень хорошие отзывы о наших детях слышатся отовсюду:  педагогов нашей школы, руководителей кружков, секций, экскурсоводов. Благопристойным поведением отличаются выпускницы школы,  которые сейчас продолжают обучение в вузах, лицеях, колледжах.

   Учащиеся гимназии и их родители чаще стали ходить в храм, участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Поведение детей в храме заметно стало лучше, т.к. они прониклись глубже к святыням и понимают смысл литургии.

   Дети регулярно участвуют в конкурсах и выставках рисунков, сочинений как в гимназии, так и областных и даже всероссийских и были награждены дипломами.

   Программа «Духовно-нравственное воспитание» зарекомендовала себя хорошими результатами. Таким образом, следует продолжить работу по данной программе.

Литература:

1.     Священник Виктор Грозовский «Православное воспитание девочек переходного возраста» Санкт-Петербург, 2007г.

2.     Святитель Феофан Затворник «О воспитании детей» Москва, 2007г.

3.     Святитель Феофан Затворник «Основы православного воспитания» Киев, 2002г.

4.     Протоиерей В.В. Зеньковский «Педагогика» Клин, 2002г.

5.     Протоиерей Евгений Шестун «Православная семья» Самара, 2001г.

6.     Т.Шорыгина «Православная культура» Москва, 2005г.

7.     Иеромонах А.Святогорец «Дети, которых дал Бог» Москва, 2005г.

8.     Священномученик Владимир митрополит Киевский и Галицкий «Азбука православного воспитания» Москва, 2002г.

 

 

Приволжск

 

2011



 



 

     Программа дополнительного образования

 

     Список учебников 2014-2015г.

 

     План организации внеурочной деятельности ФГОС НОО ЧОУ «Православная женская средняя общеобразовательная школа г. Приволжска»

 

Валентин Волков